Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Костанайский троллейбус. Статьи


 


НАША ГАЗЕТА

 
 Костанайский областной еженедельник
 

«КОНДУКТОР, НЕ ЖМИ НА ТОРМОЗА…»

Троллейбусы, которые еще несколько лет назад вальяжно раскатывали по городу, сегодня с костанайских улиц бесследно исчезли. От современного, экологичного и недорого вида транспорта остались лишь электролинии. Город заполонили «газели», пенсионного возраста «пазики» и крупногабаритные «икарусы». И все бы ничего, но цены на проезд в общественном транспорте медленно, но верно растут. Автобусники уверяют властей в необходимости повышения стоимости проезда, антимонопольщики хмурятся, а народ негодует. Самое время задаться вопросом: а где же хваленые троллейбусы, на которые в свое время были брошены немалые силы и средства? Мы попытались это выяснить.

ТРОЛЛЕЙБУСНАЯ ИСТОРИЯ

Первый троллейбус появился на Костанайской улице 28 декабря 1989 года. Новая, с блестящими боками, машина стала для горожан радостью, для власти – очередным шагом в развитии города. К тому времени троллейбусы успешно работали в Петропавловске, Алма-Ате, Чимкенте. Костанайскя область, считавшаяся одной из самых богатых и крепких в стране, остаться без современного  транспорта никак не могла. Население города в то время равнялось 250 тысячам человек – вполне достаточно, чтобы построить собственный троллейбусный парк. 

Проектировать парк начали еще в 1986 году. «Требовалось сложнейшее оборудование, которое выпускали в нескольких местах Союза, - вспоминает первый директор троллейбусного парка Михаил Павлюк. – Например, тяговое оборудование делали только в Запорожье, медный провод с фигурным сечением – в Свердловске. Причем, материал очень ценный – чистая медь, 72 километра провода. Поскольку для нас троллейбусы были делом новым, специалистов приглашали из Уфы, Челябинска, Свердловска, давали им здесь жилье».

Вт 89 году были пущены первые 12 троллейбусов, построены административные здания, депо, четыре тяговые станции, установлена контактная сеть. Штат парка составлял 280 человек, которые работали в три смены круглосуточно. Учить водителей новых машин отправляли в Алма-Ату, Свердловск, после они обучали ремеслу местных ребят.

«Работа была сделана огромная, - говорит Михаил Андреевич. – Нам помогали Пермь, Москва, сами костанайцы очень старались. И оборудование приобретали дорогостоящее. К примеру, один троллейбус стоил пять миллионов тенге. Мне сложно сказать, было ли содержание парка рентабельным. Скорее всего, нет. Но это был муниципальный транспорт, за электричество мы платили половинную цену. Это было современное крупное предприятия».

В 1991 году на четыре городских маршрута вышли все пятьдесят троллейбусов. Строительство парка на этом не закончилось: специально было оставлено место для расширения. Планировалось, что в будущем город приобретет еще пятьдесят машин. Но – увы – события повернулись по-другому.

ЗАБОТЛИВЫЕ ЧАСТНЫЕ РУКИ

Сегодня точную историю преобразований, банкротств и продаж воспроизвести трудно. Но как нам удалось выяснить, 23 марта 1999 года Костанайский троллейбусный парк перешел в руки частного лица. Михаил Павлюк до сих пор считает это событием большой ошибкой: «Костанай – единственный город в бывшем Союзе, где электротранспорт стал частным. В любом городе есть муниципальный транспорт. А у нас государство решило избавиться от троллейбусов…»

В заботливых частных руках, а точнее, в руках ТОО «Костанайэлектротранс» предприятие долго не продержалось. Повысилась стоимость электричества, государство лишило парк 50%-й дотации. Кстати, именно тогда троллейбусы и стали «холодными». Электричество расходовалось очень экономно, и зимой отопительный агрегат просто-напросто отключали.

Полтора года назад погрязшее в долгах предприятие решено было разделить. После многочисленных процедур в финансовой полиции областной суд вынес постановление разделить существующее предприятие на ТОО «Костанайсервисэлектро» и ТОО «Костанайский троллейбусный парк». Для чего? В официальной бумаге написано коротко – «в целях оптимизации».

Надо сказать, что поводом для этого материала послужило объявление в местной газете о продаже имущества ТОО «Костанайтрансэлектро». На торги были выставлены «троллейбусы, опоры контактной сети, тепловые канализационные сети и пр.». Начальная цена – 2 730 000 тенге. Как сообщила конкурсная управляющая «Костанайэлектротранс» Любовь Заруцкая, задолженность ТОО составляет девять миллионов тенге по пяти очередям. Один миллион – долг по заработной плате, пять миллионов – в налоговый комитет, все остальное – кредиторские задолженности. А минимальная цена имущества, которая установлена на повторных торгах – 605 800 тенге. Продаются списанные за неисправностью восемь троллейбусов, неиспользованные опоры и т.д. «На первые торги покупателей не было, - говорит Любовь Заруцкая. – Если таковых не окажется и во второй раз, долги, скорее всего, будут списаны». В этом случае никто из бывших сотрудников Троллейбусного парка задолженность по зарплате не получит. Между тем, людям должны по 50-100 тысяч тенге. Однако эти деньги уже никто вернуть особо не надеется.

БУДЕТ-НЕ БУДЕТ

Троллейбусы не ходят в нашем городе с конца прошлого года. Как сообщил главный специалист ГУ «Костанайское городское управление экономики» Валерий Рымарев, в связи с аварийным повреждением кабеля на второй подстанции, 10 троллейбусов, обслуживающих 2, 3, 4 маршруты, прекратили свою работу. И контракт Троллейбусного парка с городским акиматом был расторгнут. Получается, троллейбусы стоят, о парке ничего не слышно… Существует ли ТОО вообще?

Как мы выяснили после визита на Курганскую, 2, парк не только функционирует, но и собирается в ближайшем будущем восстановить движение троллейбусов. Директор парка Виктор Шукри заверил нас в том, что сейчас троллейбусы готовят к работе. «Мы действительно вынуждены были прекратить движение после того, как «Костанай-Су» повредило наш кабель. Был суд, кабель починили, - говорит Виктор Муштакович. – Сегодня у нас 17 троллейбусов, 12 из них – на ходу. Контактная сеть сохранена, тяговые станции в исправности. Дело за малым – за финансированием. Но я думаю, мы решим этот вопрос».

Однако пока решение вопроса остается большой загадкой. Слишком много темных пятен в истории троллейбусного парка. Преобразования, переходы от одного хозяина к другому привели к самым печальным последствиям, очень распространенным сегодня. Еще одно предприятия не смогли уберечь от развала, пустив по ветру миллиарды тенге и наплевав на человеческие судьбы. Виноватого уже не найдут никогда, да и есть ли он? По мнению Михаила Павлюка, если парк не уберечь, подобного предприятия Костанаю больше никогда построить – «это экономически невозможно». А возможно ли возродить самый экологически безопасный и недорогой вид транспорта в нашем городе? Вопрос остается открытым.

Анна ПОЛЬСКАЯ

 

 

Авторы Максим Гольбрайхт, Михаил Уткин, Александр Польша, Алексей Разуменко. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Хостинг от uCoz