Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Костанайский троллейбус. Статьи


 


НАША ГАЗЕТА

№ 23 (167) 9 июня 2005 года
 Костанайский областной еженедельник
 
Рубрика: Зона контроля
URL статьи: http://www.ng.kz/gazeta/167/zone/index.shtml?001
 

БИТВА ЗА МАРШРУТЫ

 

Проблемы с общественным транспортом знакомы, каждому пассажиру. Долгое ожидание на остановках сменяется душными автобусами, а подчас и их поломкой в самый неподходящий момент. Конец терпению приходит, когда мимо вас пролетают несколько переполненных маршруток. Кто должен контролировать качество услуг общественного транспорта?

Заветные пакеты

С 1997 года наш транспорт «выехал» из-под власти государства и был передан в частные руки. Каждые три года городской акимат проводит тендер, на котором разыгрываются определенные пакеты маршрутов. Один пакет содержит от двух и более маршрутов. Их комплектует конкурсная комиссия, которая оговаривает, какое количество транспортных единиц и какого типа необходимо для определенного номера маршрута. По словам специалиста по транспорту ГУ отдела ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Костаная Валерия Рымарева, городские маршруты комплектуют с дачными, так как желающих на этот вид перевозок нет.

В тендере могут принимать участие любые юридические или физические лица, владеющие необходимой производственной базой  и транспортом на праве собственности или договоров аренды.

Маршруты, которыми мы пользуемся в данное время, разыгрывались на тендере в 2003 году. Конкурсная комиссия состояла из девяти человек, ее председателем являлся заместитель акима города Сакен Тукенов. Подали заявки десять фирм-участниц, которые заранее претендовали на тот или иной пакет маршрутов. Однако каждая из них выиграла свой пакет в зависимости от требований комиссии. Как сообщил Валерий Рымарев, девять человек оценивали перевозчиков по нескольким позициям. Основными из них были наличие хорошей производственной базы, количество подвижного состава на линии (год выпуска транспорта, его техническое состояние и т.д.), насколько отлажена система мойки и уборки, наличие и уровень квалификации кадров. Учитывались также предложения по содержанию остановок и оказанию льгот и дополнительных услуг пассажирам.

Результаты тендера известны?

По словам Валерия Рымарева, до объявления результатов тендера никто из членов комиссии не знает перевозчика. Напрашивается вопрос – как же тогда комиссия оценивает основные позиции – насколько подготовлена производственная база и техническое состояние транспорта? Ведь исходя только из указанного в заявке перевозчиком, невозможно наверняка знать, что все это у него есть в действительности. На этот вопрос Валерий Рымарев ответил так.

- Естественно, члены комиссии до тендера проводят обследование баз и подвижного состава у перевозчиков. Но все в общих чертах, нельзя ведь запомнить, кому конкретно и что принадлежит.

В итоге по тендеру 2003 года пакеты маршрутов распределились следующим образом (см. таблицу 1). Нетрудно заметить, что самые ходовые маршруты достались ТОО «Костанайавтотранс», ТОО «Туристтранссервис» и ПК «Альтаир». Причем у ПК «Альтаир» почему-то нет ни одного дачного маршрута, хотя все пакеты должны комплектоваться вперемешку. Однако директор ТОО «Кардан-Авто» (115, 101, 38 маршруты), Владимир Соболь, отметил, что, по его мнению, тендер проводился верно в соответствии с законом о транспорте и положением о тендере:

- В основном, все действующие перевозчики - бывшие автомобилисты, которые проработали в этой отрасли по два-три десятка лет. Лишнего транспорта в городе нет, как и случайных перевозчиков. Если появится новая фирма с новыми автобусами, возможно, она и отодвинет старые.

Половина непригодна

Соответствующие контракты с перевозчиками были заключены на три года. Этот срок оговорен Законом о транспорте. Хотя, по мнению специалистов, такие конкурсы нужно проводить ежегодно. Это дисциплинирует перевозчиков, а процесс замены транспорта происходит гораздо быстрее. Но с законом не поспоришь.

Основным пожеланием к перевозчикам у Валерия Рымарева до сих пор остается «обновление подвижного состава более быстрыми темпами». По его же словам, всего в городе на 1 апреля этого года участвует в перевозке по маршрутам общественного транспорта 445 единиц. 107 микроавтобусов, 338 автобусов, пара троллейбусов. Из 445 единиц – 182 со значительным сроком эксплуатации и не очень подходят для городских перевозок. 144 автобуса с большой вместимостью.

По поводу плохого качества предлагаемых услуг директор ТОО «Кардан-Авто» Владимир Соболь предположил, что только люди, далекие от истинного положения дел, могут говорить, что транспорт у нас плохой.

- В Челябинске общественный транспорт переполнен практически постоянно, в Астане по 40 минут ждут автобус, у нас же ездят почти с комфортом. Трудно сказать, что фирмы-перевозчики процветают. Запчасти выросли в цене в два-три раза. А дачные маршруты, которые нам навязывают? Лето поездил, и двигатель можно выкидывать. Так что за 18-20 тысяч долларов автобус купить для нас - нереально. При существующих тарифах новые автобусы покупать не на что.

О пассажирах – ни слова?

Серьезные нарекания у пассажиров в последнее время вызывают маршрутки, которые всегда переполнены. Больше всего микроавтобусов – 25 единиц – пущено по маршруту № 3. Его без преувеличения можно назвать самым ходовым. В условиях тендера оговаривается, какое количество транспортных единиц и какого типа необходимы для определенных маршрутов. Микроавтобусы на маршруте, причем самом ходовом, третьем, – это не противоречит требованиям акимата. Интересно, как просчитывается пассажиропоток, если куча людей из-за недальновидности комиссии вынуждена стоять на остановках по полчаса и в итоге опаздывать на работу?

Как выяснилось, расчетом пассажиропотока вообще никто не занимается, и это не входит в условия тендера.

- Пассажиропоток – вещь очень серьезная, это большая аналитическая работа. На каждой остановке нужно ставить людей, подсчитывать количество человек, -  сообщил Валерий Рымарев.

Интересно, что директора фирм-перевозчиков о жалобах ничего не знают. Ни директор ТОО «Кардан-Авто», ни директор ТОО «ТуристТрансСервис» (ТТС) подобных обращений от горожан не припомнят.

На страже порядка

Есенбол Кожанов, начальник отделения дорожной полиции Костаная, безапелляционно заявил, что контролем за общественным транспортом занимается именно его организация:

- Если инспектор видит, что микроавтобус перегружен, на водителя составляется протокол. Но это касается только микроавтобусов. Перегруз определяется  по количеству мест. Если в салоне 12  мест, значит, 12 человек должны сидеть. Если кто-то стоит или два человека на одном месте - это уже перегруз. Любой инспектор может остановить и оштрафовать, право это дано кодексом с 2001 года. До этого действовали другие, не менее жесткие правила. Водитель наказывается  в виде штрафа в размере одного МРП.

Также Есенбол Коптлеуович напомнил, что дорожная полиция постоянно проводит рейды. Задача рейдов – выявление нарушений правил перевозок.

- Сотрудники полиции вместе с журналистами под видом простых пассажиров ездили в микроавтобусах, если фиксировались нарушения – водитель наказывался.

Сокрушается начальник дорожной полиции и по поводу недисциплинированности водителей автобусов и микроавтобусов.

- Раньше водитель автобуса был самым идеальным водителем, самым дисциплинированным, самым опытным, а сейчас… Рейды, которые мы проводим, это подтверждают. Нарушения есть и довольно грубые: превышение скорости, нарушение правил маневрирования и т.д.

Одним словом, чиновники не скрывают, что с пассажирскими перевозками много проблем. Говорят и о том, как их нужно решать. По словам Валерия Рымарева, можно, к примеру, в условиях тендера совсем отказаться от маршруток, но тогда нареканий будет еще больше. Если вместо 25 микроавтобусов поставить 10 автобусов, перегрузок, возможно, и не будет. Однако увеличится интервал движения, и ждать транспорт придется дольше. А как сделать, чтобы вместительные автобусы ездили четко по графику, и в условиях тендера главным пунктом шла забота о пассажирах, чиновники, видимо, не знают…

Перевозчик - номера маршрутов

1. ПК «Альтаир» 5, 9, 11, 12, 17, 20
2. ПК «Жол-Болсын» 10, 21
3. ТОО «Костанайавтотранс» 2, 3, 4, 8, 13, 23, 27, 41, 42, 107, 108, 108 а, 109, 114
4. ТОО «Костанатаксотранс» 7, 22
5. ТОО «ТуристТрансСервис» (TTS) 18, 18 а, 19, 25, 103, 113, 113 а, 113 б
6. ТОО «Кардан-Авто» 38, 101, 118
7. ТОО «Багыт» 24, 110
8. ТОО «Фирма «Сапар» 105, 106
9. ТОО «Транспортник-2000» 102, 104
10. ТОО «Троллейбусный Парк г. Костаная» Троллейбусы № 2, 3, 4

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Ольга ЗИБЕРТ,  zibert@ng.kz

 

Авторы Максим Гольбрайхт, Михаил Уткин, Александр Польша, Алексей Разуменко. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Хостинг от uCoz